300 млн госденег для создания электроники «спущены» нецелевым образом

По итогам 2023 г. было объем неподтвержденных целевым показателям расходованных средств, выданных по субсидиям, составило 305,5 млн руб. Эксперты отмечают, что одна из причин тому — отсутствие российской элементной базы.

Как стало известно CNews, Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники (ВНИИР) насчитал 305,5 млн руб. неподтвержденных целевым показателям расходованных средств, выделенных ИТ-компаниям в рамках субсидий. Это следует из презентации ВНИИР, которая есть в распоряжении CNews.

Из 305,5 млн руб. — 173,4 млн руб. пришлось на субсидии, выданные по Постановлению Правительства №109. Документ регулирует правила выделения субсидий на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.

Остальные 132,1 млн руб. были выданы по Постановлению №1252. Оно регулирует правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы (ЭКБ) и модулей.

CNews направил запрос в Минпрмоторг и подведомственный министерству ВНИИР о причинах таких результатов, а также о том, будут ли возвращены эти средства в бюджет.

Согласно презентации ВНИИР, к проблемам при выполнении работ по субсидиям относятся не достижение показателей по объему реализации продукции, не достижение показателей интеллектуальной деятельности, отсутствие патентных исследований на создание ноу-хау, а также отсутствие инновационных разработок в части технологий производства продукции.

Помимо этого, среди проблем ВНИИР выделил невнесение разработанной в рамках субсидии продукции в реестр Минпромторга, а также несвоевременное заключение допсоглашений и внесений изменений в планы-графики комплексных проектов, в описания ключевых технических характеристик, включая перечни продукции и ее декомпозицию на модули и ЭКБ.

«Основные причины нецелевого расходования субсидий могут быть связаны как с системными недостатками механизма финансирования, так и с операционными ошибками на уровне исполнителей», — рассказала Ольга Квашенкина, глава холдинга SNDGLOBAL.

По ее словам, в рамках субсидий ИТ-компании должны закупать отечественные комплектующие, однако из-за их дефицита производители вынуждены закупать аналоги. Это формально трактуется как нецелевое расходование, отмечает Квашенкина.

«И наконец, важно учитывать пробелы в нормативной базе, — продолжает она. — Терминология, используемая в программах субсидирования, может быть недостаточно определенной, что открывает простор для субъективной интерпретации понятий, таких как “целевое использование средств”».

Наиболее сложными для достижения являются показатели, связанные с интегральными характеристиками, такими как уровень локализации производства, достижение целевых объемов выпуска продукции, внедрение серийного производства, или соответствие продукции конкретным стандартам, отмечает Квашенкина.

Еще один сложный показатель — прирост экспорта. Международный рынок радиоэлектроники и силовой электроники характеризуется высокой конкуренцией и сложностями сертификации продукции. Сложности добавляют показатели инновационной активности, такие как вывод на рынок продукции с новыми характеристиками или технологий, приводит глава SNDGLOBAL.

Практика возврата средств по субсидиям широко распространена и регламентирована постановлениями правительства и локальными актами, регулирующими порядок предоставления бюджетных средств. Она включает проверку соответствия отчетности требованиям, идентификацию нарушений, претенциозную работу, а также добровольный или субедный возврат средств.

Задержки в возврате часто сопровождаются начислением пени, что усиливает финансовое давление на компании. При этом для предприятий с ограниченным денежным потоком возврат субсидий может стать критическим ударом, особенно если средства уже были инвестированы в длительные проекты, отмечает Квашенкина.

В январе 2022 г. Минпромторг обратился в Арбитражный суд Москвы с иском на 257,3 млн руб. к «Байкал электроникс». Причина иска — задержка поддержанного государством проекта по созданию нового чипа. В 2016 г. министерство выделило компании 1,2 млрд руб. на разработку серверного процессора «Байкал-S».

А в декабре 2024 г. Минпромторг через суд пытался вернуть субсидию, выданную структуре «Роснано» — «Элвис-неотек». Ранее министерство уже обращалось с той же проблемой в суд и победило.

А в феврале 2025 г. Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) попросила Минпромторг ввести послабления для получателей субсидий в рамках проектов по развитию радиоэлектронной промышленности, а также научно-технологического задела.

После введения в начале 2022 года в отношении нашей страны санкционных ограничений, возможность производства и поставок в Россию современных микросхем отечественной разработки оказалась почти полностью заблокированной, — отмечали в АРПЭ. — Вслед за этим государством был снят ряд обязательных требований по использованию российских микропроцессоров».

Однако в создавшихся условиях одно из главных требований, включенных в соглашения о субсидии — объем выручки от реализации разработанной продукции, стало невыполнимым, отмечают представители отрасли. При этом действующие редакции постановлений о предоставлении субсидий (ПП 109, ПП 1252), при возникновении предусмотренных в нормативных актах рисков, предоставляют возможность продления сроков реализации проекта на срок до 12 месяцев без внесения изменений в конечные ключевые показатели проекта, в том числе – показатели по объему выручки.

«В настоящее время десятки компаний отрасли, которые получили государственные субсидии на реализацию проектов НИОКР, выполнили свои обязательства в части разработки продукции, но не могут достичь ключевых показателей проекта в силу сложившихся условий, — продолжают в ассоциации. — При этом невыполнение предприятиями целевых показателей уже влечет наложение санкций со стороны Минпромторга (возврат средств субсидии с выплатой штрафов), что будет ставить многие компании на грань банкротства, а многим придется продавать активы и отказываться от собственных инвестиционных проектов».

АРПЭ уже обращалась со схожим запросом в Минпромторг в декабре 2023 г. Тогда в министерстве признали, что проекты, которые были начаты в 2019 и 2020 гг. столкнулись с «рядом сложностей». Это привело к тому, что Правительство выпустило изменения в условия исполнения обязательств, разрешив продлевать или изменять технические характеристики соглашения, отметили в министерстве.

Как писал «Коммерсант» в июле 2024 г., Счетная палата в ходе проверок отметила многочисленные факты «недостижения целевых показателей по проектам, реализуемым получателями субсидий» на развитие электроники и радиоэлектроники.

В 2013 году правительство утвердило программу «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы». Всего на госпрограмму в 2013–2024 годах было выделено более 295 млрд руб., в том числе на создание электронной компонентной базы и т. д.

Как заявлял представитель Счетной палаты, даже выполнение отдельными компаниями показателей по объему производства и реализации продукции «зачастую свидетельствует об организации лишь мелкосерийного производства, которое не может привести к достижению технологической независимости». Он добавил, что в Счетной палате отмечают высокую зависимость отечественной электронной промышленности от зарубежной электронно-компонентной базы и «понимают, что имеются существенные ограничения в доступе к технологиям».

Российский рынок
Comments (0)
Add Comment