Как проверить свечу на работоспособность визуально или с помощью приборов

Свечи зажигания отвечают за воспламенение топливовоздушной смеси, без которого мотор просто не сможет работать. Если вы заметили, что бензиновая техника стала заводиться с трудом, потреблять больше топлива, подергиваться во время работы и потеряла мощность, велика вероятность, что это как раз связано с качеством работы свечей. Как проверить свечи зажигания на работоспособность — далее об этом.

Неисправность даже одной свечи может отразиться на моторе: его работа становится неустойчивой, а пуск — затрудненным. Все это приводит к повышенному расходу топлива, увеличению количества выбросов в атмосферу, а также тянет за собой поломки других узлов системы зажигания. Например, из-за плохо работающих свечей быстрее изнашиваются катушки зажигания.

Чтобы предотвратить проблемы и дорогостоящий ремонт, нужно научиться диагностировать некоторые узлы самостоятельно. Тем более что сложно в этом ничего нет — рассказываем, как проверить свечу в домашних условиях.

Как понять, что проблема может быть именно в свече зажигания? Поломки часто проявляются в следующем:

  • Затрудненный запуск двигателя как на холодную, так и на горячую.
  • Повышенный расход топлива — вплоть до 20 % от нормы.
  • Подергивание во время работы.
  • Снижение мощности — двигатель медленно набирает обороты и с запаздыванием реагирует на резкое открытие дросселя.
  • Неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах — ДВС может «троить», то есть работать с пропусками воспламенения.

Конечно, перечисленные выше проблемы могут быть следствием неверной работы и других частей системы, однако чаще всего в этом виноваты свечи зажигания. По крайней мере, их проверяют первыми, тем более что диагностика и замена — это самый бюджетный и простой способ попытаться исправить странности в работе ДВС. Существует несколько методов проверки свечей от самых простых до требующих специального оборудования. Рассказываем, как проверить свечи тестером или другими способами в домашних условиях — начнем с самого простого.

Механические повреждения. Проверьте деталь на наличие механических повреждений (трещины, деформации, сколы). Свечи с дефектами подлежат безусловной замене, так как могут пропускать воздух из цилиндра при сжатии, а также «пробивать» на корпус или даже развалиться прямо в камеру сгорания.

Freepik

Залитые свечи. Если свеча мокрая от бензина, она не будет работать. Обычно такое случается, когда двигатель безуспешно пытались завести и просто «залили» электрод. Ее можно почистить, просушить или заменить.

Нагар и отложения. Осмотрите электроды на наличие сажи, лаковых, шлаковых или масляных отложений. Черный нагар в виде шубы может указывать на протекающую форсунку, а масляный нагар на всех свечах говорит о необходимости капитального ремонта ДВС.

Цвет изолятора. Нормальный цвет изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Слишком светлый или белый цвет может указывать на раннее зажигание или использование неподходящих свечей.

Следы высоковольтного пробоя. Если на изоляторе свечи видны черные дорожки, это требует замены как свечей, так и высоковольтных проводов или катушек.

Если двигатель имеет несколько цилиндров, то выявить виновницу нестабильной работы можно, поочередно отсоединяя каждую свечу на работающем двигателе. И никакой прибор для проверки свечей зажигания здесь не нужен.

  • Запустите двигатель. По очереди отсоединяйте высоковольтные провода от свечей или разъемы от катушек зажигания.
  • Прислушайтесь к работе двигателя. Если обороты двигателя снизятся, или изменится ритм работы, значит, свеча, которую вы отключили, исправна. Если же в работе двигателя ничего не изменилось, свеча нерабочая.

Внимание! Этот метод помогает определить цилиндр с пропусками зажигания, но не причину этих пропусков.

Зачастую свечи не выходят из строя полностью и продолжают работать вполсилы, особенно на средних оборотах и без существенной нагрузки. Так что поискать виновницу нестабильной работы можно по мощности искры, которую она выдает. Это не сложно.

  • Выкрутите свечу, наденьте на нее провод, затем прижмите боковой частью к двигателю (например, к клапанной крышке).
  • Покрутите стартер или дерните за шнур для запуска мотора, если это газонокосилка или бензопила — на исправной свече должна появиться четкая и яркая искра.


Этот метод допустим только для старых автомобилей с контактной системой зажигания. На современных автомобилях, оснащенных электроникой, он может привести к выходу из строя бортовой электроники. Кроме того, наличие искры вне цилиндра не гарантирует ее наличие внутри цилиндра под давлением топливовоздушной смеси.

Еще один параметр, который влияет на качество работы свечи — это расстояние между центральным и боковым электродами. Чем оно больше, тем сложнее становится системе зажигания создавать разряд для поджига топливовоздушной смеси в цилиндре, так как в цепи растет напряжение. Однако слишком маленький зазор тоже вреден, так что необходимо соблюдать требования производителя для конкретной модели техники.

  • Для инжекторных моторов оптимальный зазор составляет около 0,9 мм.
  • Для бензопил и триммеров рекомендуется устанавливать не более 0,5-0,6 мм.

Отрегулировать зазор можно при помощи подгибания бокового электрода. Учтите, что на многоэлектродных свечах и свечах с тонкими электродами из благородных металлов зазор не регулируется.

Свеча — деталь электрической системы, так что ее можно проверить не только на механические отклонения наподобие зазора, но и на некоторые электронные параметры.

С помощью мультиметра. Проверка свечей мультиметром помогает измерить сопротивление и определить наличие короткого замыкания. Для этого один щуп прикладывается ко входу свечи, второй — к электроду. Сопротивление исправной детали должно быть в пределах 2–10 кОм. Но, нужно помнить, что также существуют свечи без встроенного резистора, у которых практически нулевое сопротивление. Так что этот метод как проверить свечу зажигания мультиметром на работоспособность срабатывает не всегда.



Кстати, мультиметром также можно проверить состояние свечей накала — такие устанавливаются в дизельные моторы. Для диагностики необходимо измерить сопротивление между «плюсом» и «минусом». Исправные свечи выдают 0,5–2 Ом.

Пьезоэлектрический пробник (пистолет). Выкрученная свеча вставляется в пистолет и при нажатии на курок, если она исправна, загорается индикатор. Но и здесь нет абсолюта — принцип работы тестера похож на проверку стартером, где наличие искры еще не гарантирует ее стабильную работу под давлением.

Специальные диагностические приборы. Инструменты наподобие Э203П позволяют наблюдать процесс искрообразования под давлением, соответствующим рабочему давлению в цилиндре. Для этого свеча устанавливается в камеру, где при помощи насоса создается давление, и подаются высоковольтные импульсы. На исправной свече искра должна быть стабильной и проходить строго между центральным и боковым электродами. Поверхностный пробой по конусу, пробой внутри свечи, полное отсутствие искры или перебои в искрообразовании недопустимы.

Теперь вы знаете, как проверить свечи самостоятельно. Однако, прежде чем браться за свечной ключ, подумайте, хватит ли у вас навыка и знаний, чтобы диагностировать поломку верно, а затем правильно ее исправить. Если сомневаетесь в своих умениях, рекомендуем провести диагностику в профильном сервисе, где могут сразу выполнить замену и определить другие проблемы в системе при помощи специального оборудования.

Еще полезное:

Comments (0)
Add Comment