Радиоэлектроника и новые технологии
- по вопросам размещения рекламы -

«Новые производственные технологии» для РЭ в РФ урезали в 4 раза

0 8

В России на развитие сферы «Новых производственных технологий» в период до 2024 г. планируется выделить 17,7 млрд руб. Это следует из подготовленной «Ростехом» и «Росатомом» дорожной карты на данную тему. Сумма оказалась в четыре раза меньше той, что была заложена в принятом два года назад аналогичном документе.

В распоряжении CNews оказалась дорожная карта «Новые производственные технологии», подготовленная госкорпорациями «Росатом» и «Ростех» в рамках соглашения с Правительством. Документ был утвержден Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности.

Затраты на реализацию заложенных в документе мероприятий в период 2021-24 гг. составят 17,7 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 8,7 млрд руб., внебюджетные источники — 9 млрд руб., в том числе «Ростех» и «Росатом» — 750 млн руб.

В 2019 г. в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика» уже была утверждена другая дорожная карта на тему «Новых производственных технологий». Она была подготовлена Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого.

Тогда размер запланированных затрат был значительно выше — 77,9 млрд руб. за период до 2024 г. Из этой суммы федеральный бюджет должен был выделить 33,1 млрд руб., еще 44,8 млрд руб. должно было поступить из внебюджетных источников. То есть объем затрат по сравнению с предыдущей дорожной картой снизился более чем в четыре раза.

Smart Design и Smart Manufacturing

В дорожной карте выделяются две субтехнологии: технологии цифрового проектирования, математического моделирования и управления жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design) и технологии «Умного производства» (Smart Manufacturing).

Субтехнология Smart Design включает технологии, обеспечивающие реализацию концепции цифрового «умного» проектирования. Драйвером этого процесса выступает технология разработки цифрового двойника (Digital Twin) на основе создания и применения многоуровневой матрицы целевых показателей и ресурсных ограничений, а также технологии инженерного анализа CAE на основе имитационных математических моделей разрабатываемых изделий.

Уровень сложности и адекватности моделей (в общих случаях, описываемых нестационарными нелинейными уравнениями в частных производных) позволяет внедрить в процесс разработки виртуальные испытания на виртуальных стендах и виртуальных полигонах. Это позволит существенно сократить срок и стоимость разработки высокотехнологичных изделий.

Данная субтехнология включает в себя следующие классы ПО: CAD, CAM, CAE, PLM/PDM, EDA, DT/SDM, CAPP, MM. В связи с высокой критичностью технологий и санкционными рисками субтехнология Smart Design имеет высокий приоритет развития в рамках дорожной карты.

Поскольку радиоэлектронная промышленность имеет свои специфические потребности, в дорожную карту включен класс ППО (промышленное программное обеспечение) EDA — систем автоматизированного проектирования радиоэлектронной аппаратуры, печатных плат, а также электронной компонентной базы. Включенный в субтехнологию перечень классов ППО позволяет оптимально формировать из них как отраслевые САПР широкого применения, так и САПР под конкретного заказчика для основных высокотехнологичных отраслей промышленности, таких как машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, судостроение, ОПК (оборонно-промышленный комплекс).

Вторая субтехнология — Smart Manufacturing — включает технологии, обеспечивающие реализацию концепции «умного» производства: технологическую подготовку и реализацию производственного процесса с минимальным участием человека на основе данных об изделии, операционное управление технологическими процессами, ресурсами производства, ресурсами предприятия; технологическую подготовку и реализацию производственного процесса для персонализированной продукции широкой номенклатуры на основе гибких, реконфигурируемых и модульных линий, оборудования и робототехники. Субтехнология включает следующие классы ПО: ERP, MES, EAM, SCADA, WMS, LIMS, SCM, BPM, IIoT, ML, CPM, NL, MDM, APC, RTO.

Дорожная карта в первую очередь направлена на достижение технологического суверенитета по основным классам ППО и снижение существующего критического уровня зависимости российских организаций от поставок зарубежного ППО посредством: обеспечения развития и поддержки российского ППО, обеспечения старта широкого внедрения и эксплуатации российского ППО по ключевым классам новых производственных технологий в госкорпорациях и компаниях с госучастием.

В рамках реализации дорожной карты в 2021 г. планируется приоритетное внедрение российского ППО критичных классов (DT/SPDM, CAE, CAD, CAM), в том числе в дочерних и зависимых организациях «Росатома» и «Ростеха», формирование технологических заделов и пилотирование цифровых промышленных платформ, а также развитие смежных цифровых технологий. С 2020-24 гг. будет проводиться работа по развитию и тиражированию ППО в компаниях с госучастием, а также работа по созданию цифровых промышленных платформ и созданию условий для выведения российского ППО на мировой рынок.

В целях сокращения технологического отставания России от мировых лидеров в области новых производственных технологий необходим комплексный подход — обеспечение доработки и внедрения существующих конкурентоспособных российских продуктов, совместимых с российскими программно-аппаратными комплексами, а также развитие комплементарных технологий и создание промышленных платформ для доступа разработчиков к национальным базам цифровых двойников, результатов виртуальных и натурных испытаний, методов моделирования, характеристик новых материалов и технологий.

Такие платформы способны обеспечить опережающие заделы для ускоренного развития и доведения российского ППО и промышленности до целевого конкурентоспособного состояния «Индустрии 4.0». При этом важным требованием является обеспечение функциональной совместимости (интероперабельности) разрабатываемых отечественных решений с широко распространенными зарубежными аналогами. Также планируется, что промышленные платформы станут связующим звеном между другими высокотехнологичными областями.

Распределение финансирования планируется осуществлять через Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) для поддержки проектов разработки и внедрения ППО. С целью организационно-методологического обеспечения реализации дорожной карты совместно с «Росатомом» и «Ростехом» создается Центр развития и внедрения промышленного программного обеспечения (ЦРВ ППО). ЦРВ ППО создается на базе АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИТК» в виде обособленного структурного подразделения, при этом представители «Ростеха» и «Росатома» войдут в состав органов управления указанного АНО.

Источник

Оставить комментарий