::: reklama@pbprog.kz
::: editor@pbprog.kz
::: webmaster@pbprog.kz
Как мультиметром проверить генератор автомобиля на работоспособность
Генератор — сердце автомобильной электросистемы. Пока двигатель работает, именно он снабжает током фары, отопитель, стеклоподъемники, мультимедиа и все остальные потребители. Так что без него машина превращается в бесполезную груду металла, ведь как только заряд аккумулятора закончится, все встанет. Поэтому проверка и обслуживание генератора — одна из базовых процедур, которую может выполнить каждый автовладелец, имея под рукой простой мультиметр.
Когда двигатель запущен, питание всех электрических систем автомобиля генератор берет полностью на себя. А аккумулятор в этот момент выполняет роль буфера: подзаряжается и поддерживает стабильное напряжение в сети при всплесках потребления.
При неисправности генератора на приборной панели загорится красная лампочка со значком аккумулятора. Однако доводить систему питания до такого состояния ни в коем случае нельзя. Защитные системы современных автомобилей просто заблокируют работу автомобиля, а если и разрешат движение, то продолжительность работы будет исчисляться десятками минут.
Этого хватит, чтобы доехать в городе до ближайшей станции технического обслуживания, но вот оказаться в такой ситуации на заснеженной трассе посреди тайги было бы страшно. Дело в том, что без зарядки АКБ постепенно снижает напряжение, в результате чего сначала начинают «глючить» второстепенные системы, а потом глохнет и двигатель.
Однако генератор не всегда выходит из строя резко. Как правило, к этому бывают разные предпосылки. Так что если вовремя заметить проблему, то можно избежать полной поломки системы и обойтись менее дорогостоящим ремонтом. Перед тем как проверить генератор на работоспособность мультиметром, ознакомьтесь с основными признаками неисправности генератора:
- На время загорается лампа аккумулятора на панели приборов, обычно на несколько секунд после запуска двигателя.
- Тускнеют или мигают фары, особенно на холостых оборотах.
- Аккумулятор быстро разряжается, даже после длительной поездки.
- Электроника ведет себя нестабильно: глючит магнитола, моргает подсветка, сбиваются часы.
- Слышен свист или скрип со стороны ремня генератора: возможен износ подшипников или слабое натяжение ремня.
Часть этих проблем может быть также связана с «усталостью» аккумулятора. Но, если у вашего автомобиля появились похожие симптомы, не спешите менять батарею — возможно, причина кроется именно в генераторе или его навесном оборудовании.
Проверка генератора мультиметром — самый быстрый и доступный способ диагностики. Для этого не нужно разбирать узел или ехать в сервис. Достаточно выделить несколько свободных минут и изучить нашу инструкцию.
Перед тем как проверить зарядку генератора мультиметром на автомобиле, нужно подготовиться:
- Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен.
- Выключите зажигание и все электрические приборы.
- Переключите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV) с пределом до 20 В.
Проверка без нагрузки
Сначала производится проверка напряжения при выключенном двигателе. Тут все просто — Подключите щупы мультиметра к клеммам АКБ: красный — к «плюсу», а черный — к «минусу». Если аккумулятор стоит не под капотом, а скрыт в нише багажника, то красным щупом нужно подключиться к специальной клемме под капотом, а черный провод кинуть на кузов, то есть, массу.
Нормальное напряжение исправного аккумулятора составляет 12,4–12,7 В. Если на экране прибора показывает меньше 12 В, значит аккумулятор разряжен. Причем это не показатель неисправности самого АКБ, так что все равно продолжаем диагностировать генератор.
Теперь нужно провести измерения при работающем двигателе. В таком случае генератор будет выдавать ток и по нему мы поймем, дает ли он достаточный заряд для нормальной работы автомобильных систем. Итак, запускаем двигатель и снова измеряем напряжение.
Исправный генератор должен выдавать 13,8–14,5 В. Если показания будут меньше 13 В, значит генератор не заряжает аккумулятор. Если выше 15 В, то в 99% неисправен регулятор напряжения. И это даже хуже, чем недозаряд, так как повышенный ток заставляет аккумулятор постоянно заряжаться, кипеть и разрушаться.
Проверка под нагрузкой
Зачастую генератор и аккумулятор выдают нормальные показатели без нагрузки, так что определить неисправность становится сложнее. Чтобы выявить проблему, попробуйте нагрузить бортовую сеть. Заведите двигатель, а затем включите фары, обогрев стекла, вентилятор печки и другие потребители тока.
В таком режиме напряжение на клеммах не должно опускаться ниже 13,5 В. Если оно заметно падает или «скачет», проверьте состояние ремня, контактов и самого генератора. Так или иначе уже понятно, что проблема точно в генераторе. Чтобы разобраться, придется снимать его и тестировать на верстаке.
Даже если генератор уже снят с автомобиля, его все равно можно проверить мультиметром. Таким образом можно прозвонить обмотку, диодный мост и регулятор напряжения. В целом, здесь уже можно будет понять, стоит ли ремонтировать генератор или проще заменить его целиком на новый.
Как проверить обмотку генератора мультиметром
Переключаем мультиметр в режиме прозвонки или измерения сопротивления (Ω). Сначала проверяем ротор. Для этого снимите блок с щетками и найдите два контактных кольца на валу ротора. К ним нужно подключить щупы мультиметра и измерить сопротивление. Нормальное сопротивление — от 2 до 5 Ом. Если показывает 0 (короткое замыкание) или бесконечность (обрыв) — обмотка повреждена.

Яндекс Маркет
Теперь один щуп поставьте на кольцо, другой — на корпус ротора. Мультиметр должен показать обрыв (бесконечность). Если есть сопротивление, значит это пробой на массу, и ротор неисправен.
Проверка статора выполняется похожим образом. На статоре обычно три вывода — это три фазы. Проверьте сопротивление между каждой парой выводов. Показания должны быть примерно одинаковыми (в пределах 0,1–1 Ом). Если одна из фаз сильно отличается, значит есть межвитковое замыкание. Также ставим один щуп на вывод, другой на корпус статора.
Должен быть обрыв. Если есть контакт — значит пробой изоляции.
Проверка диодного моста
Диодный мост преобразует переменный ток от статора в постоянный для зарядки АКБ.
Для проверки нужно перевести мультиметр в режим проверки диодов (значок стрелки с полоской). Затем:
- Подключите красный щуп к выводу «+», черный — к фазному выводу. Мультиметр должен показать падение напряжения 0,5–0,7 В (значит ток проходит).
- Поменяйте щупы местами — должен быть обрыв. Если диод «прозванивается» в обе стороны, он пробит.

Яндекс Маркет
Аналогичным образом проверьте остальные диоды, меняя полярность щупов. У всех ток должен идти только в одном направлении. Если хоть один диод «звонится» в обе стороны — выпрямительный блок точно под замену.
Проверка щеток
Ток с ротора передается через графитовые щетки. Со временем они стираются и подлежат замене. Проверить их легко:
- Осмотрите щетки — они должны выступать минимум на 5 мм и свободно двигаться в направляющих.
- Проверьте контакт между щетками и выводами регулятора (в режиме прозвонки). Должен быть стабильный контакт, без прерывистых сигналов.
При желании можно проверить регулятор с источником питания 12–14 В. При подаче напряжения на клеммы «+» и «–» регулятора между щетками должно появляться напряжение около 5–10 В. Если нет реакции, значит элемент неисправен.
Проверка подшипников и визуальный осмотр

Яндекс Маркет
На качество работы генератора также влияет состояние подшипников ротора. Поэтому если все остальное на нем исправно, проверьте, что движение основного вала плавное, без люфта и посторонних звуков.
Также осмотрите корпус, пайку, изоляцию и проводку на следы нагара, коррозии и трещины.
И, знайте, если большинство показаний выходит за норму, проще заменить генератор на новый. Но, если проблема только в щетках, диодах или регуляторе, их можно поменять отдельно и восстановить узел. Это особенно касается иномарок, купить оригинальные и качественные запчасти на которые сейчас становится очень сложно.
Еще полезное: