Радиоэлектроника и новые технологии

IDC: дефицит чипов обрушил квартальный рынок планшетов

0 11

В октябре-декабре 2021 года на мировой рынок поступило 46 млн планшетов, что почти на 12% меньше по сравнению с цифрами годовой давности. По данным аналитической компании IDC, это уже второе квартальное снижение, зарегистрированное с начала пандемии в 2020 году.

Впрочем, в целом за 12-месячный период рынок планшетов сохранил положительную динамику, утверждают в IDC. Поставки устройств выросли на 3,2% и достигли 168,8 млн штук, что стало максимумом с 2016 года.

«Хотя 2021 год был отличным годом для планшетного рынка, поставки начали замедляться, поскольку во многих регионах пик спроса уже миновал. Тем не менее, в ближайшем будущем объемы отгрузок останутся выше допандемического уровня, учитывая, что онлайн-обучение, удаленная работа и потребление медиаконтента остаются в приоритете у пользователей″, — комментирует положение в отрасли старший аналитик IDC Ануроопа Натарадж (Anuroopa Nataraj).

Пятерку ведущих поставщиков планшетов, как и прежде, возглавила Apple, а на втором месте расположилась Samsung. В 2021 году лидеры рынка выпустили 57,8 и 30,9 млн устройств, что соответствует рыночным долям в 34,2% и 18,3%. По сравнению с 2020-м отгрузки у Apple и Samsung увеличились на 8,4% и 3,8%.

Lenovo и Amazon показали двузначные темпы роста, поставив 17,7 и 16,1 млн планшетов (+19,2% и +15,1%). Единственным брендом в топ-5 с негативной динамикой стала Huawei, у которой зарегистрировано падение на 32,1%.

По схожей траектории развивалась и ситуация на рынке хромбуков. Хотя их отгрузки в октябре-декабре сократились на 63,6%, до 4,8 млн штук, по итогам всего 2021 года было выпущено 37 млн лэптопов под управлением Chrome OS, что свидетельствует о росте на 13,5%.

″На основных рынках, таких как США и Европа, первоначальный спрос на хромбуки был удовлетворен, что привело к замедлению поставок. Тем не менее, на развивающихся рынках спрос на хромбуки в минувшем году продолжал расти″, — отметил менеджер по исследованиям IDC Джитеш Убрани (Jitesh Ubrani). Он добавил, что из-за нехватки компонентов поставки хромбуков были необычно ограничены, поскольку в условиях дефицита производители отдавали предпочтение более дорогостоящим ноутбукам на базе Windows. Это дополнительно затормозило поставки хромбуков.

Как и в 2020 году, в пятерку ведущих производителей лэптопов с Chrome OS вошли HP Inc., Lenovo, Acer, Dell и Samsung. В сумме они поставили более 33 млн хромбуков или свыше 90% от общего количества устройств, выпущенных в прошлом году.

Samsung показала самый значительный рост на этом направлении, увеличив отгрузки на 77,2% по сравнению с 2020-м. В то же время у Dell поставки хромбуков в 2021 году уменьшились на 5,2%.

Похожие данные приводят и в компании Strategy Analytics. По их данным, ограничения в области снабжения компонентами стали причиной резкого снижения мировых поставок планшетов в заключительной четверти 2021 года.

По оценкам экспертов, в октябре-декабре по всему миру было выпущено лишь 46,7 млн планшетов, что на 25% ниже показателей годовой давности. Хотя с началом 2022 года появились признаки ослабления дефицита компонентов, ощутимого улучшения ситуации специалисты ждут не ранее второго полугодия.

По итогам всего 2021 года в планшетном сегменте тоже зарегистрировано падение, но не менее выраженное, чем квартальное. За 12 месяцев на рынок поступило чуть больше 183 млн устройств, что на 3% меньше результата 2020 года.

Планшеты были стабильно востребованы на протяжении всего прошлого года, но в финальной четверти всех поставщиков настигли проблемы со снабжением комплектующими. В комментарии аналитик Strategy Analytics Чираг Упадхьяй (Chirag Upadhyay) объяснил это тем, что вендоры отдали приоритет производству ноутбуков, поскольку стремились удовлетворить спрос, связанный с переходом на дистанционный, а теперь и гибридный форматы работы. Кроме того, задача по обеспечению компонентами осложнилась тем, что детали одновременно используются в планшетах и смартфонах.

Хотя поставки планшетов Apple в октябре-декабре упали на 22% в годовом исчислении, до 14,6 млн штук, динамика оказалась чуть лучше средней по рынку, что позволило вендору увеличить рыночную долю до 31% (+1%).

У Samsung отгрузки в минувшей четверти сократились на 28%, до 7,3 млн штук, что стало самым ощутимым регрессом среди ведущих планшетных брендов. Компания сохранила за собой звание крупнейшего производителя Android-планшетов, но ее доля уменьшилась на 0,7% и составила 16%.

Благодаря предпраздничным скидкам в конце года Amazon показала лучшую динамику среди Android-брендов. Поставки планшетов Amazon снизились на 13%, до 5,8 млн штук, а доля поднялась на 1,7%, до 12%.

У Lenovo, которая ранее на протяжении девяти кварталов демонстрировала рост, отгрузки в октябре-декабря просели на 17%. Тем не менее, квартальный результат в 4,6 млн планшетов позволил компании увеличить долю до 10% (+1%).

И, наконец, пятерку крупнейших планшетных брендов впервые замкнула Microsoft, выпустившая по итогам четверти 1,9 млн устройств. Результат соответствует 4-процентной рыночной доле, подсчитали в Strategy Analytics. Востребованность мобильных устройств для продуктивной работы и масштабное обновление линейки Surface позволили Microsoft впервые в истории войти в пятерку ведущих мировых производителей планшетов. Вместе с тем, большинство других поставщиков пострадали из-за нехватки компонентов, что не позволило им удовлетворить высокий спрос на свои устройства.

Оставить комментарий